?

Log in

No account? Create an account
Парижские мемуары 1 -- Введение - Сумбурно обо всем... [entries|archive|friends|userinfo]
Юрій Підопригора / Yurii Pidopryhora

[ website | About.Me ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Парижские мемуары 1 -- Введение [Apr. 14th, 2007|12:48 am]
Юрій Підопригора / Yurii Pidopryhora
[Tags|, , , , , , ]

Любой православный, заехавший по тем или иным причинам на несколько дней в Париж, должен обязательно найти время, чтобы посетить Трехсвятительское подворье Москвоского Патриархата (даже если ради этого придется пожертвовать визитом в Лувр или на Эйфелеву башню :).

Это храм с вседневным служением, вечерняа служба начинается всегда в 18:00, а утренняя в 8:00 во все дни кроме воскресения, а в воскресение и еще некоторые праздничные дни -- в 10:00, так что зайдите туда утром или вечером любого дня -- и Вы попадете на службу. А добраться до этого храма очень просто: он находится в пяти минутах ходьбы от станции метро Вожирар (12-й линии) -- почитателям известного бестселлера Дюма нетрудно запомнить это название, ведь именно на улице Вожирар жил Арамис :) Прямо на станции метро можно сверится с планом окресностей, церковь на нем обозначена большим черным прямоугольником с крестом. Или просто найти улицу рю Петэль и пройти по ней из конца в конец -- храм слишком заметен, чтоб случайно мимо него пройти. Нет, на нем нет золотых куполов и массивных крестов, нет и окружающего его скверика с оградой. Скорее храм напоминает укрепленный бункер с пятью окнами-бойницами -- так что сразу приходят на ум слова "оплот Православия". Но стоит переступить через порог -- и сразу забываешь про все странности внешней архитектуры, настолько сразу бросается в глаза гармония необычайно теплых фресок и икон Леонида Успенского и о. Григория Круга. Особенно красив храм вечером, когда лучи заходящего солнца освещают его через разноцветные стекла тех самых окон-"бойниц". И лишь через некоторое время начинаешь замечать некоторые необычные особенности и внутреннего устройства: две пары Царских врат (соответствующих двум престолам, во имя Трех Святитетей и свт. Тихона Задонского), окаймленных общими южными и северными вратами; проход во внутренние помещения "сквозь" солею; скос солеи по отношению к западной стене храма.


86,85 КБ

Мы с Петей у храма на улице Петэль



Все эти особенности связаны со сложной историей возникновения парижского Трехсвятительского подворья, которое год назад отметило свое 75-летие. Основателем этого прихода был митрополит Вениамин (Федченков) -- в ту пору епископ, человек твердых монархических убеждений, тесно связанный с Белым движением и с Свято-Сергиевским богословским институтом. Однако, когда встал вопрос о разрыве с Московским Патриархатом, практически единогласно поддержанным как бело-эмигрантами, так и "свято-сергиевцами", он засомневался, почувствовав в этом духовную фальшь -- ведь получалось, что экклезиологический вопрос решался исходя из политических мотивов. И Владыка Вениамин передал решение этого вопроса в руки Божии: отслужил подряд 40 литургий, молясь о низпослании ему правильного ответа. И в раскол уходить отказался. После чего, конечно, ему и верным ему клирикам и мирянам пришлось уходить из Свято-Сергиевского института и привычных эмигрантских храмов. С ними перестали разговаривать, перед ними закрылись двери как русско-эммигранских огранизаций, так и частных домов, вся парижская русскоязычная пресса устроила им травлю. Вот тогда Божиим промыслом и удалось им обустроить храм в подвальном помещении велосипедной фабрики, служившем до того гаражом. То здание было позже снесено, а община "по наследству" получила помещения -- более благоустроенные, но все равно не очень подходящие для храма -- в новопостроенном здании.

Это был несомненно самый бедный русский приход Парижа. Нештукатуренные кирпичные стены, выкрашенные белой краской. Лишь крохи церковной утвари, собранные "с миру по нитке". Клирики часто спали на полу, а питались буквально "чем Бог полет": у входа в храм ставилась коробка, куда прихожане складывали свои приношения. Приношения были весьма скудными, так как большинство прихожан сами еле сводили концы с концами. Но очень скоро Сама Пресвятая Владычица показала, что этот приход наделен особой благодатью. А случилось это так.

В 1930 году в одном из парижских антикварных магазинов объявилась огромная старинная икона Божией Матери Иверской. Как выяснилось, этот образ был вывезен из Москвы наполеоновской армией в 1812 году. В начале даже думали, что это и есть оригинальная икона из московской Иверской часовни, но позже по выписанному на ней жемчужному окладу (на оригинале, конечно, оклад был реальным, поэтому выписывать его не было необходимости) стало понятно, что это список -- один из тех, которые ставились в часовне, когда "главная" икона выносилась или вывозилась куда-либо для поклонения. Впрочем, несомненно, это была древняя и намоленная икона XVIII века. Но и цену за нее заломили соответствующую: 25000 франков! В те времена приличным заработком в Париже считалось 250 франков в месяц, а за 350-400 франков можно было снять однокомнатную квартиру на квартал. Вся русская эмиграция во Франции всколыхнулась, многие приходы и эмигрантские организации занялись сбором денег. Цену удалось сбить до 15000, антиквар даже отдал эту икону в храм, где перед ней служились молебны... Но, несмотря на все усилия, необходимую сумму собрать так и не удалось. Пришлось вернуть икону антиквару. И только лишь после этого активисты возвращения иконы Русской Церкви решились обратиться за помощью Владыке Вениамину (размышляя об этом, я пришел вот к какому выводу -- не иначе, как после всех обвинений в адрес новообразованного прихода были подозрения, что у Владыки завалялись "тридцать сребренников", полученные от советской власти за "предательство" им белой эмиграции).

Конечно, на самом деле, как уже было сказано выше, приход был беднейшим и средств у Владыки Вениамина не было никаких. Но, в то же время, он увидел в случившемся знак свыше и решил приложить все усилия, чтобы попытаться выкупить святыню. Он нанес визит антиквару, который подтвердил выторгованную цену в 15000 франков, но дал... всего три дня на ее сборы, после чего икона должна была уйти с молотка. Весь вечер Владыка неотступно думал о том, где взять деньги, да так ничего и не придумал. И вот, ночью во сне ему явилась Сама Пресвятая Богородица и укорила его: "Как ты можешь сомневаться?!" Тут надо заметить, что между Владыкой и Иверской иконой изначально была некая мистическая связь: 31 марта ст.ст. / 13 апр. н.ст. –- явление Иверской иконы Божией Матери -- празднуется одновременно с памятью мученика Вениамина диакона (418-424), небесного покровителя Владыки Вениамина. На следующее утро Владыка служил литургию и с горячей молитвой обратился к Господу во время Евхаристического канона. И в ответ ему раздался глас: "Где твоя вера?!" В конце той литургии Владыка Вениамин сказал горячую проповедь, которая оказала необычайное воздействие на прихожан. Люди понесли в храм буквально все сбережения до последней копейки, включая сюда "неприкасаемые" сбережения на оплату квартиры -- тем самым рискуя оказаться выброшенными на улицу (чего, впрочем, ни с кем не случилось!). Так удалось в оговоренный трехдневный срок собрать деньги на залог и антиквар отдал икону в храм. После этого было еще много трудных месяцев сборов денег по всей Франции, но все равно собранная сумма была недостаточна. И тогда произошло еще одно чудо: Надежда Соболева (известная красавица, находившаяся на содержании у одного швейцарского миллионера и, по причине своего легкого поведения, не допускаемая ни в один русский храм Парижа, кроме открытого для всех храма на рю Петэль) продала все свои ювелирные украшения и внесла необходимый остаток! После чего ее жизнь полностью переменилась: она вышла замуж за своего миллионера, стала вести благочестивый образ жизни. После смерти мужа она приняла монашеский постриг и закончила свои дни в Пюхтинском монастыре в Эстонии.


117,63 КБ

Иверская-Парижская икона Божией Матери



Теперь Иверская-Парижская икона Божией Матери встречает каждого, входящего в храм Трехствятительского подворья. От нее невозможно оторвать взгляд и сразу хочется упасть перед ней на колени и молиться, молиться, молиться... За прошедшие десятилетия от нее было явлено множество чудес, особенно в годы второй мировой войны.

По заведенному еще митрополитом Вениамином порядку в храме ежедневно совершается полный суточный круг богослужений, но, с учетом того, что храм по своей функции больше приходской, чем монастырский, по несколько более мягкому, чем монастырский, уставу. Так, например, "славы" кафизм заменяются единичными псалмами, а если на часах читается Евангелие, то кафизмы вообще нет. Если устав требует удваивать или утраивать стихиру или тропарь канона, то здесь этого тоже не делают. В остальном же особых послаблений нет.


69,88 КБ

Настоятель храма иеромонах Нестор (Сиротенко)



В настоящее время настоятелем храма является иеромонах Нестор (Сиротенко), а храм является кафедральным собором Корсунской епархии (территориально охватывающей Францию, Италию, Швейцарию, Испанию и Португалию) Московского Патриархата, возглавляемой Архиепископом Иннокентием (Васильевым). Сам Владыка совершает многие богослужения, правда чаще смиренно иерейским чином, я даже однажды видел его совершающим самую обычную заупокойную литию! За другими богослужениями Владыку можно увидеть молящимся -- если очень приглядеться, то есть, так как он неизменно выбирает для молитвы самые неприметные места, например (практически полностью закрытый в этом храме) правый клирос. Мне всегда было очень грустно наблюдать, как правый хор, приходя на службу, сгоняет Владыку с его намоленного места... :(


53,87 КБ

Владыка Иннокентий (Васильев), Архиепископ Корсунский



Подробнее о храме, его местонахождении, истории и истории Иверской-Парижской иконы можно почитать по следующим ссылкам (которые, в дополнение к личным беседам с о. Нестором, были использованы и при написании этой заметки):

Трехсвятительское подворье - информация паломнику (адрес, карта и т. п.)

о. Николай (Никишин). История Иверской-Парижской иконы.

о. Нестор (Сиротенко). «Храм Московской Патриархии» — за это сочетание слов приходилось дорого платить в 30-е годы…

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРИХОДА ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ: богословские основы возвращения к иконе.

Православный храм на улице Петель. Русская эмиграция забывает старые обиды

LinkReply

Comments:
[User Picture]From: neirolog
2007-04-16 12:54 pm (UTC)
Это Ваша статья? Если да, то могу я разместить ее на сайте ( pridite.ru ) cохранив копирайт?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yuretz73
2007-04-16 01:18 pm (UTC)
Статья моя. Фотки тоже мои, кроме иконы, ее взял с одного из процитированных сайтов. Если хотите перепостить -- пожалуйста, только со ссылкой на оригинал в ЖЖ.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: neirolog
2007-04-16 02:57 pm (UTC)
http://pridite.ru/stat/13.html - Если что неправильно, сообщите - я поправлю.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuretz73
2007-04-16 03:31 pm (UTC)
Ага, хорошо, только я бы все же начал с небольшого встyпления, а то первая вводная фраза оказывается непонятной. Например так:

Любой православный, заехавший по тем или иным причинам на несколько дней в Париж, должен обязательно найти время, чтобы посетить Трехсвятительское подворье Москвоского Патриархата. На этом храме нет золотых куполов и массивных крестов, нет и окружающего его скверика с оградой. Скорее он напоминает укрепленный бункер с пятью окнами-бойницами -- так что сразу приходят на ум слова "оплот Православия".

Такая необычная архитектура связана со сложной историей...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuretz73
2007-04-16 03:34 pm (UTC)
И в конце, вместо ника, можно написать мое полное имя -- Юрий Пидопрыгора.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: neirolog
2007-04-16 04:24 pm (UTC)
поправил :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuretz73
2007-04-16 06:26 pm (UTC)
Простите, пожалуйста, я, наверное, неясно выразился. Фразу "Такая необычная архитектура связана со сложной историей..." я написал в том смысле, чтоб начать с нее второй абзац, *вместо* его теперешнего начала "Все эти особенности связаны со сложной историей..." А то теперь получается две одинаковых фразы. Курсив там, наверное, тоже не нужен (им я просто в своем посте текст дополнения выделил). Простите еще раз, что придираюсь :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pretre_philippe
2007-04-17 05:42 pm (UTC)
Христос воскресе, Юрий!
Я Вас видел изредка на старо-кураевском форуме - тем более приятно Вас встретить здесь, да еще рассказывающим о приходе, где я прослужил около трех лет, с 2002 по начало 2005 гг.! А Вы когда там побывали - судя по всему, совсем недавно?
Вот у меня тема была по случаю 75-летия прихода, когда я последний раз там был:

http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=53113&fullview=1&order=
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pretre_philippe
2007-04-19 05:50 am (UTC)
Юрий, если можно, перейдем тогда на частную переписку по мейлу...
Как я могу Вам отвечать на скрытые комментарии здесь? Это было бы как-то неестественно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yuretz73
2007-04-19 12:19 pm (UTC)
Как Вам удобнее (я сам емейл очень люблю, но не всем он нравится). Можно и не здесь, у меня подзамочных постов хватает, в том числе и про Париж. Простите, что организовал Вам эти неудобства...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: pretre_philippe
2007-04-21 10:59 am (UTC)
Решил пока не писать на мейл, поскольку вот здесь уже завязался неплохой диалог. Благодарю за ссылку!

http://philologinya.livejournal.com/73818.html?view=403034#t403034
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: severr
2007-10-05 09:15 am (UTC)
прошу прощения, но не могу не покаяться за использование Ваше поста
http://severr.livejournal.com/278234.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yuretz73
2007-10-05 09:34 am (UTC)
А в чем каяться и просить прощения? На мой журнал Вы сослались, копируйте на здоровье :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: severr
2007-10-05 09:44 am (UTC)
спасибо,
не все, несмотря на ссылки встречают с одобрением интерпретации своих тем...
и там Вы на фото с ребенком...

я много раз хотел посмотреть на эту икону, но ка кне местный, в Париже наскоками, а в православные церкви, как в музеи не пускают
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuretz73
2007-10-05 10:07 am (UTC)
Если Вы хотите показать не меня с сыном, а именно храм, то лучше взять другую фотографию, например, здесь:

http://la-france-orthodoxe.net/ru/galer/26

***а в православные церкви, как в музеи не пускают

Не понял ету фразу. Вы же не отчитываетесь при входе о цели визита :) Парижский трехсвятительский храм -- храм со вседневным служением, т. е. открыт каждый день утром и вечером. Приходите туда перед службой или после нее и спокойно можете все посмотреть. Там еще очень настенные росписи красивые, а вечером заходящее солнце очень здорово освещает витражи.

Кстати, причина, по которой Патриарх поехал именно туда, в том, что это подворье -- т. е. как бы посольство Московского Патриархата в Париже. В любом другом храме он будет в гостях, а там -- дома.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: severr
2007-10-05 10:27 am (UTC)
я бываю в Париже наскоками на один день,
а церкви обычно закрыты и открываются только во время службы, а к ней у меня до сих пор получилось подгадать только в украинской церкви Святого Владимира.

я понял, почему патриарх был в этой церкви, но тогда именно в стороне остаестя объединение церквей.
для объединения было бы логично, что бы патриарх провел службу в Александре Невском, тогда это воистину бы свидетельствовало об объединении зарубежья с Москвой.

а так - посетил московскую, попросил разрешения на строительтво новой церкви для московского патриархата, т.е. русская зарубежная церковь в расчет не принимается...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: yuretz73
2007-10-05 10:41 am (UTC)
Расписание служб можно часто найти в инете, например, по трехсвятительскому подворью:

http://la-france-orthodoxe.net/ru/palom/?id=76&r=74

Длительность службы, конечно, варьируется, но всегда можно принять за среднее значение часа два, т. е. в будние дни в 10 утра храм должен быть еще открыт. Хотя, конечно, если время есть только в течение рабочего дня, то подгадать будет довольно сложно.

Конкретно в Париже вообще отношения между юрисдикциями довольно напряженные и формальным решением тут ничего не изменишь, нужны годы на то, чтобы все свыклись с произошедшим. А Патриарх тоже не может все время только политикой заниматься, да и по любому он не мог не заехать на подворье -- это все равно, как родителю к детям в гости не выбраться, побывав в их городе. Так что я ничего такого вопиющего в этой ситуации не вижу.
(Reply) (Parent) (Thread)