Юрій Підопригора / Yurii Pidopryhora (yuretz73) wrote,

О сретенской "громничной" свече

presvitergrig любезно дал мне ссылку на "Настольную книгу..." С. В. Булгакова, где на страницах 70-72-й (по дореволюционному или репринтному изданию) довольно резко осуждается обычай освящения свечей на Сретение, как то ли языческий, то ли магический, то ли униатский -- короче, совершенно неправославный. Непонятно, правда, как это может быть сопоставлено с тем фактом, что в Требнике этот чин освящения свечей на Сретение имеется в наличии (в названии чина нет слова "Сретение", но сретенский характер явствует из текста составляющих его молитв), в стандартном московском издании (тоже, на самом деле, репринте дореволюционного издания) стр. 500. Сергей Василиевич доходит до откровенной... назовем это "ошибкой" :), утверждая, что такого чина в Православной Церкви нет.

Обычай сретенских свеч очень древний, о чем в исторических исследованиях написано достаточно много, в Иерусалимской церкви он бытовал как минимум с IV века -- в день праздника совершалось шествие со свечами. О шествии перед литургией говорит и наша современная Минея -- "о часе же втором дне (т. е. около 7 утра, по февральскому времени это на самой границе света и тьмы, что до изобретения уличного освещения обязательно предполагало свечи -- иначе в темноте невозможно было бы идти! -- Ю.П.) исходим с литиею вне обители, поюще стихиры праздника, и канон, по обычаю. И возвращшеся поем часы, и литургию." Требник, правда, говорит о времени освящения свещ "по часех, прежде начатия священныя литургии", но это наверняка гораздо более поздний текст, чем минейный, когда шествие уже не совершалось -- логично заключить, что вместо этого свечи зажигались молящимися за литургией. Символика света в праздник Сретения понятна -- "Свет во откровение языком" и т. п., о чем тоже немало сказано, из чего богослужебный смысл использования свечей совершенно ясен и имеет четкую параллель со свещами страстными, пасхальными и с вербами/ваиями в соответствующие праздники.

Интересно то, что с этими свечами происходило дальше. С. В. Булгаков рассказывает то, что он явно знает лишь понаслышке: что, мол, свечи эти, называемые "громничными", использовались против грома и молнии, давались умирающим для отгнания сатаны, ими обжигали волосы на голове от головной боли и т. п. чушь. Впрочем, зная о множестве странных обычаев, которые бытуют в народе по поводу практически любого православного праздника или обряда, нетрудно поверить, что где-то что-то такое было.

Другое дело, что основная суть обычая "громничной" свечи, бытовавшего на Украине еще в достаточно недавние времена, была совершенно в другом. Мне повезло, так как еще мои дедушка с бабушкой (жившие на Полтавщине) этого обычая придерживались и я о нем знаю из первых рук. Если ночью случалась гроза, то глава семьи будил всех, даже детей. Все одевались в чистую, праздничную одежду, а старшие люди -- в саваны (тогда их принято было готовить заранее). Зажигалась "громничная" свеча и читались молитвы (увы, не знаю точно, какие, но могу предположить, что, кроме обычных, что-то из полунощницы (17-я кафизма, которую многие знали наизусть, "Се жених"), а также сретенские -- "Ныне отпущаеши", тропарь с кондаком). Смысл был в том, что люди верили, что Второе пришествие случится ночью при сильной грозе, и каждой такой ночью готовились встретить Христа "бдяща" и "с миром", как о том говорят, соответственно, "Се жених" и "Ныне отпущаеши". Старец Симеон, всю жизнь ждавший Христа, а после встречи с Ним мирно отошедший из міра сего, был вполне очевидным образцом для подражания в подобном бдении, отсюда и связь со Сретением. Также очевидна и символическая связь с евангельской притчей о семи мудрых и семи "юродивых" девах, которая воспоминается в "Се жених". Совершенно аналогичный смысл имело и зажигание "громничной" свечи при исходе души от тела, только встреча с Христом тут уже предполагалась иным образом.

Конечно, был в таком бдении и чисто практический аспект -- не забывали молиться об избавлении хозяйства от молнии и огня, а если пожар случался, можно было без труда мобилизовать для его тушения все село в считанные минуты (пожар в Полтавской степи -- страшное бедствие, все село могло легко выгореть). Но, все таки, в глубинной сути обычай этот ничуть не "языческий", а очень, я бы даже сказал -- трогательно и искренне, христианский. А об унии в степях Полтавщины никто никогда не слышал :)

Все это, конечно, никоим образом не оправдывает современные попытки возрождения сретенского освящения свечей в отрыве от Богослужения Праздника, с последующей их продажей, и распространением всяких басен по поводу их "особой благодатности" и т. п.

UPD: Прежде, чем эта дискуссия зашла слишком далеко, давайте сначала разберемся, что именно я сказал, с чем я согласен, и с чем -- нет.

Сказал я, собственно, следующее: аргументация г-на Булгакова является ложной, поскольку, во-первых, зафиксированный книжный чин освящения сретенских свечей в Православии таки имеется, и, во-вторых, народные обычаи "громничной" свечи, во всяком случае в том позднем виде, в котором я с ними знаком, не являются ничем ужасным, а вполне даже христианские. Поэтому в вопросе о сретенских свечах отсылка к книге Булгакова совершенно не правомерна. Кто-то может обоснованно оспорить этот тезис?

Согласен я со следующим (с оговоркой "скорее всего", хотелось бы все-таки ознакомиться с первоисточником такой информации и услышать какое-то объяснение того, почему чина нет в Требнике Петра Могилы): чин освящения свечей на Сретение введен в обиход святителем Петром Могилой по римскому образцу. Также согласен я с тем, что совершение только освящения свечей без какой-то связи с основным сретенским Богослужением абсурдно.

НЕ согласен я с тем, что: этот факт автоматически делает такой чин неправославным и непригодным для современного богослужебного использования.

Что касается древней укорененности практики шествий со светильниками на Сретение, то огромная просьба сначала прочитать *полностью* раздел "Праздник в западной традиции" статьи Георгия Битбунова, на которую я ссылаюсь (там приведено достаточно много исторических фактов), а уже потом размахивать ратопыренными пальцами. Буду рад любым историческим ссылкам по этому поводу.

UPD2: Линки на другие обсуждения этой же темы:

http://presvitergrig.livejournal.com/222623.html

http://presvitergrig.livejournal.com/223628.html

http://gasloff.livejournal.com/387698.html
Tags: 12е Праздники, Православие, Україна, Христианство, интересные сайты, мудрость, о себе
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded  

  • 45 comments